Нередко потребители покупают автомобили, не задумываясь об их назначении и технических характеристиках. Особенно часто возникает путаница в отношении похожих по внешнему виду кроссоверов и внедорожников, между которыми есть существенная разница. Она выражается в принципиально различных концепциях этих машин.
- Внедорожники предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях и при полном бездорожье. Одновременно они с относительным комфортом могут передвигаться по трассам с твердым покрытием. Первым представителем этого класса автомобилей был американский армейский Jeep (джип). Одними из лучших моделей, принадлежащих к данной категории, являются британский Land Rover Defender, японский Nissan Patrol, отечественный УАЗ Патриот, а также достойный потомок родоначальника Jeep Grand Cherokee.
- Кроссоверы, называемые в народе паркетниками, представляют собой легковые машины с увеличенным клиренсом и полным приводом у части моделей. Они преимущественно используются на дорогах общего назначения в городах и за их пределами, на таких автомобилях время от времени можно выезжать на природу или дачу. Просторный салон позволяет пользоваться ими как семейными автомобилями. К данной категории относят немецкий VW Tiguan, японские Toyota RAV4 и Honda CR-V и корейский Hyundai Santa Fe.
Внедорожники и кроссоверы относятся к разным классам легковых машин, причем речь идет не только о назначении. Они отличаются друг от друга и устройством многих узлов и агрегатов.
Особенности конструкции кузова
- Для настоящего внедорожника важна высокая прочность и устойчивость к значительным механическим нагрузкам. Для этих целей в основу конструкции внедорожника положена рама, на которой устанавливаются силовой агрегат, трансмиссия и другие механизмы. На ней же размещается кузов с салоном для водителя и пассажиров.
- При проектировании кроссоверов применяются другие подходы. Несущий пространственный кузов паркетника обладает большей крутильной жесткостью, нежели рама, и обеспечивает лучшую управляемость автомобиля. Особенно ярко это выражается на высоких скоростях – машина отлично держит дорогу и безупречно проходит повороты.
Ходовая часть и подвеска
Одним из основных требований, предъявляемых к внедорожнику, является постоянный или принудительно подключаемый привод на обе оси. Шасси автомобилей этого класса имеют ряд особенностей:
- раздаточная коробка оснащена прямой и пониженной передачами, последняя включается в сложных дорожных условиях;
- меж колесные дифференциалы имеют принудительную блокировку для поездок по грязи и снегу;
- предусмотрен большой выбор дополнительного оборудования типа лебедок и выносных воздухозаборников для преодоления бродов.
Конструкция ходовой части кроссоверов существенно проще, часть моделей имеет привод только на передние или задние колеса. Подключение второй ведущей оси может происходит вручную водителем или автоматически при проскальзывании. Нередко вместо принудительной блокировки дифференциалов используются многодисковые муфты вязкого трения, которые управляются электроникой и имитируют полный привод.
Подвеска современного внедорожника отличается длинным ходом, высокой энергоемкостью и большим запасом прочности. Это обеспечивает должную проходимость и значительный ресурс, но при движении по асфальту они несколько жестковаты. Кроссоверы же по сути остаются легковыми автомобилями и максимально приближаются к ним по уровню комфорта. Увеличенный дорожный просвет и параметры узлов подвески рассчитываются таким образом, чтобы машина сохраняла хорошую управляемость при разных условиях движения.
На внедорожниках устанавливаются шины с высокими боковинами и ярко выраженными грунтозацепами. Внешний диаметр таких покрышек обычно равен или превышает 30 дюймов. Кроссоверы по большей части используются на дорогах с нормальным покрытием, и на них могут устанавливаться даже низкопрофильные шины с легкосплавными литыми дисками.
Показатели геометрической проходимости
Для автомобилей, претендующих на роль внедорожных, геометрическая проходимость является важнейшим параметром. Она определяется исходя из размеров транспортного средства, клиренса, базы, величины переднего и заднего свесов. От оптимального соотношения этих показателей в значительной мере зависит возможность преодоления различных препятствий.
Геометрическая проходимость внедорожников существенно выше, нежели кроссоверов.
- При проектировании первых исходят преимущественно из функциональности и практичности.
- Вторые создаются для массового пользователя, и здесь большую роль играет соразмерность элементов кузова и оригинальный дизайн.
Компания Klirensplus предлагает обширный ассортимент автобаферов и полиуретановых проставок для отечественных автомобилей и иномарок. С их помощью вы сможете превратить свой паркетник в настоящий внедорожник или существенно повысить проходимость последнего во время экстремальных путешествий.