Каждый, кто хоть раз проехал по улицам наших городов, с сожалением подумал, что дорожный просвет его транспортного средства мог быть и больше. Производители же уменьшают клиренс до минимального значения, стремясь улучшить устойчивость и динамические показатели автомобиля. Апофеозом такого конструкционного решения являются спорткары с очень низкой посадкой. Возникает закономерный вопрос, какой же клиренс оптимален для городского автомобиля? Получить на него однозначный ответ не удастся, поскольку отмечается явная зависимость от нескольких факторов, включая условия эксплуатации определенной модели в конкретном населенном пункте.
Зависимость величины дорожного просвета от города, где живет автовладелец
Если в столице России асфальт в основном пригоден даже для гонок «Формулы-1», то во многих других городах дороги сложно назвать качественными. Кроме того, многие автовладельцы нередко выезжают на природу или дачу за город, где дорожное покрытие и вовсе отсутствует. В большинстве случаев у людей нет специальных автомобилей для поездок по бездорожью. Вывод напрашивается сам собой: чем больше дорожный просвет, тем лучше. Это верно только отчасти. Если не принимать во внимание внедорожники, модели легковых машин для массового использования проектируются для ровных дорог. Высокий клиренс крайне негативно сказывается на аэродинамике, а значит, увеличивает расход топлива, ухудшает динамику разгона и уменьшает максимальную скорость. У автомобилей с большим просветом центр тяжести располагается далеко от поверхности дороги, а это приводит к валкости и низкой устойчивости, особенно при резком маневрировании. Перечисленные причины являются основными, объясняющими стремление автоконцернов уменьшить клиренс до минимально допустимых значений. Сложности при поездках по бездорожью – исключительно проблемы тех, кто не может позволить себе полноприводной рамный джип.
Факторы, определяющие требования к геометрической проходимости автомобиля
- «лежачие полицейские»;
- выступающие крышки канализационных люков;
- поребрики и бордюры.
Последние могут служить частью автостоянки, на которую нужно умудриться въехать согласно рекомендации знаков дополнительной информации (8.6.1–8.6.9). Они определяют способ парковки автомобиля в местах установки. Зимой перечень искусственных препятствий дополняется природными: сугробами и ледяными перекатами по краям дорог. Однако далеко не каждый потребитель при выборе машины обращает внимание на величину дорожного просвета под днищем. Необходимо также понимать, что у машин с одинаковым клиренсом и разными типами кузова отличаются показатели геометрической проходимости. Чем длиннее база, тем больше шансов застрять на перекате. Известны случаи, когда свадебные лимузины останавливались на горбатых мостах наподобие того, что переброшен через Лебяжью канавку в Санкт-Петербурге. Вместе с тем хетчбэки с таким же расстоянием до нижней точки днища преодолевают подобные препятствия без особых проблем. Самый яркий пример – трехдверный ВАЗ-2121 «Нива». В то же время похожие модели седанов и универсалов имеют меньшую геометрическую проходимость из-за большого свеса багажника. Проблемы также возникают и в передней части, когда машины с нормальным клиренсом норовят клюнуть бампером по дороге даже при преодолении сравнительно небольших ямок. В принципе, для чисто городского автомобиля не так важны хорошая аэродинамика и возможность разогнаться до большой скорости, но производители не готовы отказаться от универсальности своих машин. Этим во многом и обусловлена популярность кроссоверов в нашей стране. Машины с минимальным клиренсом 160–170 мм являются тем самым компромиссным вариантом, за который россияне голосуют рублем. Важным геометрическим показателем автомобиля является высота порога. У некоторых моделей она довольно большая, у других расстояние до дорожного покрытия невелико, что повышает шансы повреждения этой кузовной детали о бордюры при маневрировании во дворах и на парковках. Говоря о поребриках, следует помнить, что при правильном заглублении их высота составляет 150–160 мм. Подъезжать вплотную к ним передом очень рискованно – не исключен риск повредить бампер.
Лучшие автомобили для российских городов
- компактный Opel Mokka, в частности, может подъехать к бордюру до упора колес и передом, и задом;
- более крупный (среднеразмерный) Ford Kuga также имеет большой просвет под бамперами, но шанс повредить низко свисающие щитки и глушитель не исключается;
- короткобазный Nissan Juke при 185-миллиметровом клиренсе сильно проигрывает более низким хетчбэкам из-за выступающих под днищем деталей;
- наибольший дорожный просвет в 200 мм из доступных по стоимости моделей имеет Chevrolet Niva.
Между тем, существует ряд технических решений, позволяющих улучшить геометрическую проходимость массовых моделей транспортных средств. В интернет-магазине компании Klirensplus вы найдете большой выбор проставок под пружины и автобаферов, приподнимающих кузов. Детали, изготовленные из прочного эластичного полиуретана, обеспечивают в поездке приемлемый уровень комфорта и не ухудшают управляемости машины.